Критерии отнесения клиентов к категории клиента – иностранного налогоплательщика (налоговых резидентов США в целях исполнения требований FATCA) и способы получения информации

В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ от 28.06.2014 «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA – Foreign Account Tax Compliance Act), целью которого является противодействие уклонению от налогообложения в США доходов американских налогоплательщиков, полученных через финансовые институты за пределами США, ООО ИК «Орлиная река» (далее — Компания) вправе запрашивать клиентов, в отношении которых имеются обоснованные предположения, что клиент является иностранным налогоплательщиком, информацию, идентифицирующую его в качестве иностранного налогоплательщика, а также согласие клиента на предоставление этой информации в иностранный налоговый орган. Согласие клиента на предоставление такой информации является также согласием на передачу такой информации в уполномоченные органы Российской Федерации (Банк России, Росфинмониторинг, ФНС).

В случае не предоставления клиентом запрашиваемой информации в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса, а также в случае отказа от предоставления согласия на передачу информации в уполномоченные органы, Компания вправе принять решение об отказе от совершения операций, осуществляемых в пользу и по поручению такого клиента по действующим договорам, расторгнуть в одностороннем порядке данные договоры, уведомив клиента не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения соответствующего договора.

А также в настоящее время информируем клиентов, находящихся на обслуживании и заинтересованных в заключении договоров с ООО ИК «Орлиная река», о возможности раскрытия информации о вашем статусе налогового резидента США в целях исполнения требований FATCA Налоговой службе США (Internal Revenue Service — IRS) в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

О клиентах — физических лицах Организации финансового рынка начали отчитываться с 1 июля 2014 года, а о клиентах – юридических лицах будут со II квартала 2015 г. В случае, если Организации финансового рынка откажутся передавать информацию об американских налогоплательщиках, Налоговая служба США (IRS) при проведении российскими организациями операций через корреспондентские счета американского банка будет удерживать 30% от сумм операций американского клиента.

Критерии отнесения клиентов к категории клиента – иностранного налогоплательщика (налоговых резидентов США в целях исполнения требований FATCA) и способы получения информации (3.6 MiB)

Клиентам – физическим лицам необходимо заполнить Анкету по идентификации клиента — физического лица, а также потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от ответов на вопросы Анкеты:

  • В случае если клиент являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf).
  • Если клиент имеет место рождения в США, но не является гражданином США, необходимо предоставить свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Особенности осуществления идентификации клиентов как иностранных налогоплательщиков в целях реализации автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)


CRS (Common Reporting Standards) — Стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах. Международный аналог FATCA, разработанный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) в целях предотвращения глобального уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных юрисдикций и обеспечения прозрачности налоговой информации. На территории Российской Федерации регулируется разделом VII.1. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 27.11.2017 № 340—ФЗ.

FATCA (Foreign Accounts Tax Compliance Act) — Закон США «О налогообложении иностранных счетов»

В соответствии с главой 20.1 части первой Налогового Кодекса РФ и принятых в этой связи нормативно-правовых актов, ООО ИК "Орлиная река" (далее — Общество) как организация финансового рынка обязана представлять в Федеральную налоговую службу

РФ, информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании проведенных Обществом мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 Налогового Кодекса РФ, или на основании имеющейся у Общества информации, представленной ранее клиентом и/или его представителем, было выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий)1.

1. Способ получения сведений для целей выявления иностранного налогового резидентства

Анкетирование всех клиентов, заключающих с Обществом договор на оказание услуг и/или заключивших такой договор, независимо от наличия/отсутствия у них признаков связи с иностранным государством, посредством заполнения форм, разработанных Обществом, с целью идентификации налогового резидентства.

2. Признаки принадлежности к иностранному государству клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего

2.1. Для физических лиц:

 идентификация соответствующего лица как налогового резидента иностранного государства;

 адрес места фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве;

 номер (номера) телефона в иностранном государстве при отсутствии номера телефона в Российской Федерации;

 постоянное поручение на перечисление средств (за исключением банковского вклада) на счет или адрес в иностранном государстве; доверенность или право подписи, предоставленные лицу, проживающему в иностранном государстве;

 адрес до востребования в иностранной юрисдикции (в отсутствии иного адреса в

отношении данного клиента, выгодоприобретателя или лиц, прямо или косвенно

контролирующих клиента).

2.2. Для юридических лиц (структур без образования юридического лица):

 место инкорпорации (учреждения) иностранное государство. При этом лицо не относится к категории лиц, исключенных из-под действия требований иностранного налогового законодательства;

 адрес (в том числе адрес головного офиса, адрес органа управления или управляющей структуры) в иностранном государстве;

 адрес лица, исполняющего функции по управлению структурой без образования юридического лица, в иностранном государстве.

3. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией

3.1. Клиенты в соответствии с пунктом 2 статьи 142.4 Налогового Кодекса РФ обязаны представлять в Общество информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, запрашиваемую Обществом для целей выявления иностранного налогового резидентства.

3.2. В случае непредставления клиентом/потенциальным клиентом запрашиваемой информации, либо при предоставлении клиентом недостоверной/неполной информации

Общество вправе согласно ст. 142.4 Налогового Кодекса РФ:

 отказать в заключении договора, предусматривающего оказание финансовых услуг (далее — договор);

 отказать клиенту в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента по договору;

 расторгнуть в одностороннем порядке договор.

3.3. В случае выявления в отношении клиента, его выгодоприобретателей, или лиц, прямо или косвенно его контролирующих, любого из признаков связи с иностранным государством

Общество обязано считать такого клиента налоговым резидентом соответствующего иностранного государства. Если выявлены признаки принадлежности клиента к нескольким иностранным государствам, то Общество считает такого клиента налоговым резидентом всех соответствующих иностранных государств.

3.4. Несмотря на выявленные признаки связи с иностранным государством Общество вправе не считать клиента налоговым резидентом иностранного государства если клиент предоставил в Общество сведения для идентификации налогового резидентства, указывающие, что он не является налоговым резидентом иностранного государства, и представил документы, удостоверяющие личность или налоговое резидентство, свидетельствующее об отсутствии у него статуса налогового резидента иностранного государства.